Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Статьи » Психология » 7 правил лидерства
7 правил лидерства
RodnayaДата: Вторник, 26.08.2008, 20:37 | Сообщение # 1
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 159
Репутация: 2
Статус: Offline

Лидер [англ. leader - ведущий] - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (Лидер-вдохновитель и Лидер-исполнитель);
по характеру деятельности (универсальный Лидер и ситуативный Лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный Лидер и деловой Лидер) и т.д.

Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.
Член группы

Ведущий в группе, одновременно является и ее членом. Это следует хорошо понимать. Так как, зачастую, молодые лидеры совершают одну и туже ошибку – они психологически дистанцируются от тех, кто за ними идет. Ставят себя выше, ВНЕ группы. Это самая распространенная ошибка каждого молодого лидера.
Правило 1: лидер группы является неотъемлемой частью самой группы.

Все законы, ограничения и другие правила, которые распространены на группу – автоматически распространяются и на ее лидера. Нет и не может быть правил для ведущего и правил для ведомых. Один закон – для всех!
Закон для всех, и сам для себя закон

Лидер группы устанавливает гласные или негласные правила для всей группы, которые позволят существовать всем ее членам в наиболее комфортных условиях. Следует особо отметить, что правила должны регулировать отношения внутри группы. Но не должны диктовать правил поведения за ее пределами. Лидер должен акцентировать свое внимание только на жизнь внутри группы, ведущим которой является.

Истинный Лидер устанавливает правила, главным критерием которых является гармоничное существование всех членов внутри группы. Он не гнушается даже полным или частичным нарушением правил социума или окружающей обстановки, если это потребуется.

Устанавливая правила, Лидер должен быть беспристрастным по отношению к себе и каждому члену группы. Только это может гарантировать работоспособность правил. Если Лидер устанавливает правила лоббируя собственные интересы, или из симпатий/антипатий к члену группы – рано или поздно в группе возникнет бунт.

Устанавливая правила, каждый авторитетный лидер должен понимать, и ревниво следить в первую очередь за тем, чтобы соблюдать эти правила самому. Ибо соблюдение правил Лидером – гарант того, что правила будут соблюдать и те, кто за ним идет. Это условие, порою, гарантирует исполнение правил ведомыми без всякого надзора со стороны Ведущего.

Если лидер акцентирует свое внимание на поведении ведомых – возникают два негативных фактора:
ведомые чувствуют недоверие со стороны Лидера и его желание контролировать их жизнь. И подсознательно стараются избавиться от навязчивого контроля.
Лидер перестает следить за самим собой. В результате чего сам начинает нарушать собственные правила. Что непременно будет замечено ведомыми.

Складываясь вместе, эти два фактора усиливают друг друга. В результате чего, Ведущий лишается своего авторитета.
Правило 2: авторитетный лидер создает правила для членов внутри группы (но не за ее пределами) и следит за неукоснительным их исполнением в первую очередь самим собой.

Истинный лидер готов и не страшится того, что его собственные правила будут нарушать правила, навязанные извне (социумом, законами государства и т.п.).

Ответственность
Авторитетный лидер беспокоится не о своих личных интересах, не о власти и рычагах влияния на ведомых. Он беспокоится о жизни тех, кто за ним идет. Ибо второе – гарантирует первое. Но первое – не гарантирует второе. При этом первостепенным для лидера должны являться не ведомые и их интересы. Первостепенным для лидера должна являться Идея. Ведомые – лишь помощники в достижении цели этой Идеи. Их интересы являются важными, но не важнейшими. Но не удовлетворяя интересы тех, кто за ним идет, он потеряет их поддержку и лишиться возможности достигнуть более важных целей.

Лидер должен интересоваться о состоянии жизни ведомых, их настроении, потребностях. И удовлетворять их. Сон, еда, место проживания, душевное состояние, «мораль» в группе, внешний вид и желания членов группы – обо всем этом Лидер должен заботиться ревниво и с должным вниманием, внимательно отслеживая, какие потребности находятся в критическом состоянии и требуют немедленного удовлетворения, а какими пока можно пренебречь.

Также он должен следить за тем, чтобы ведомый по неразумению не навредил сам себе (или группе), а также не нарушал правил, которые установлены в группе. Пресекать нарушения он должен жестко и быстро, не имея жалости к провинившемуся. Но также не перегнув (или недогнув) палку с наказанием. Крупное нарушение требует серьезного наказания. Мелкая провинность может обойтись и простой беседой.

Запомните: Лидер, который занимается лишь наказанием ведомых – также плох, как и Лидер, для которого целью является лишь удовлетворение их потребностей. И тот и другой рано или поздно потеряет авторитет.

Авторитет потеряет также и тот Лидер, который ошибившись, не может признать свою собственную ошибку. Вспоминаем правило номер 2 и номер 1. Если Лидер ошибся перед лицом ведомых – он должен уметь принести свои извинения (фактически наказав таким образом самого себя) и продолжить намеченный курс. Непризнание собственных ошибок – влечет еще большую ошибку и потерю авторитета.
 
Правило 3: забота о ведомых должна быть первым приоритетом… после стремления к достижению цели главной Идеи ведущего.

Мир глазами лидера
Истинный лидер не размышляет понятиями «плохо» или «хорошо». Для него мир не делится на черное и белое, правильное и не правильное, доброе или злое. Истинный лидер видит мир непредвзято с разных углов обзора. И оценивает его лишь тактическими понятиями, которые либо приближают его к цели, либо отдаляют от нее.

Именно по этой причине лидеры не имеют привычки обижаться на окружающих. Если что-то не получилось – они разрабатывают новый план достижения своих целей. Используя для этого все возможное, в том числе силы тех, кто за ним идет.
Правило 4: тот, кто искоренил в себе понятия Добра и Зла – еще не лидер. Лидер тот - у кого, вдобавок к этому, есть Цели.

Собственные интересы
Несомненно, любой лидер – это такой же живой человек как и те, кто за ним идет. И у него могут быть свои личные житейские интересы. Нет ничего зазорного в том, чтобы удовлетворять их. В том числе – путем нарушения интересов ведомых. Но есть в этом некоторая деликатность…

Нарушать интересы ведомых для удовлетворения своих собственных целей можно тогда и лишь тогда, когда их интересы (той же природы, что и твои) не находятся в критической точке. Если они находятся в критической точке или близки к ней – Лидер должен удовлетворить в первую очередь их. А уже затем озаботиться своими собственными интересами.

Бытовой пример: Антон очень хотел купить себе новый дорогой мобильник. Объективно оценив ситуацию в семье, он пришел к выводу, что давно не баловал супругу дорогими подарками. И если купит себе мобильник сейчас – это вызовет у нее бурю негодования, и она почувствует себя обделенной вниманием. Подумав еще немного, он вспомнил как она хотела купить себе красивые летние сапожки, которые примеряла, праздно шатаясь по бутикам. На следующий день, он сделал ей сюрприз, возвращаясь с работы и сделав остановку у бутика с сапожками, о которых она так мечтала. Жена весь вечер крутилась у зеркала, примеряя обновку. На следующий день он со спокойной душой купил себе самую новую модель мобильника, который хотел приобрести. А супруга от всего сердца порадовалась за мужа, что он умеет делать жизнь лучше не только себе, но и ей.
Правило 4: авторитетный лидер имеет право удовлетворять свои потребности только тогда, когда удовлетворены потребности ведомых.

Роли
У каждого члена в группе есть своя роль. Истинный лидер всегда знает свою роль в группе. Неукоснительно выполняет обязанности, которые сам же и предъявляет к себе в этой роли. Он также чутко ощущает, когда другие члены группы пытаются навязать ему обязанности, которые он не должен выполнять в своей роли. Он может помочь другим членам группы в выполнении их обязанностей, если не занят в это время своими. Но никогда не позволит другим навязать себе обязанности, которые он не должен выполнять в своей роли. И уж тем более, никогда не будет выполнять чужую работу по собственной воле, если это может сделать тот, кто должен.

Истинный лидер не следит за тем, как выполняют свои обязанности другие. И уж тем более никогда не сравнивает себя с ними и не подсчитывает кто сделал больше. Он смотрит на результат работы других: Есть результат – значит член группы справляется со своими обязанностями. Нет результата – не справляется. И тут уже проводится анализ того, почему это происходит. Никогда Ведущий не будет обвинять ведомого в том, что он плохой или делает что-то специально.
Правило 5: авторитетный Ведущий следит за качеством выполнения своих обязанностей.

И смотрит на результат выполнения обязанностей ведомых, помогая им в случае, если они не могут справиться сами.
Поведение
Лидер мало говорит пустых разговоров. Несомненно, он может поддержать беседу. Но никогда не будет переливать из пустого в порожнее. Он постоянно охвачен различными идеями и жаждет их воплощения в жизнь. Ему не до этого. «Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом» (с) В. Цой

Зато Лидер много слушает и жадно поглощает любую информацию. Даже ту, которую уже читал. И даже ту, которая кажется ему поверхностной. Везде он пытается найти дополнительные кусочки мозаики к картине Мира, которую ему предстоит переделать. «Больше знаешь – больше рычагов воздействия» - такова его фабула жизни. Никогда он не отмахнется от книги, которая описывает предмет с точки зрения, которой он еще не видел. И уж тем более никогда вы не услышите от него фразу «Я это уже знаю» или «Это полная ерунда». Он мало читает, смотрит или разговаривает из праздного интереса или ради развлечения. Всю информацию, которую он поглощает – он намеревается использовать против закона Мира, который его окружает. Пусть по мелочи, но хоть как-то он должен поменять существующий миропорядок. Единицы достигают таких высот, когда меняют Мир в глобальном масштабе. Но каждый Лидер намеревается это сделать.

Лидер никогда не жалуется и не сетует на жизнь. Любая проблема – требует лишь времени, для ее устранения. В мире Лидера нет ничего невозможного. Есть лишь объективные трудности, которые нужно преодолеть.

Лидер никогда не упрекает ведомых в том, что они его не понимают. Он будет приводить множество фактов и логических доводов, чтобы ведомый его понял. Если это не представляется возможным, он просто диктует свои правила, без всяких объяснений, предоставляя ведомому сделать выбор: Принять его точку зрения или оказаться вне группы. Тем не менее, он всегда готов к конструктивной беседе, которая расширит горизонты его собственного понимания. Но не переносит беспочвенных упреков, которые не несут никакой полезной нагрузки.
Правило 6: Лидер много слушает, мало говорит и находится в постоянном действии.

Аура Лидера
Лидер никогда не привлекает и не зазывает под свое крыло никого. Он также не декларирует свою роль открыто. Фактически – он является воплощенным законом. Чем правильнее и гармоничнее устроен этот закон – тем больше людей тянется к Лидеру, чтобы жить по его правилам, которые гарантируют безопасность и уверенность в завтрашнем дне.

Хотя несомненно, когда образуется группа – возникают различные трения. Ибо ведомые не знают и не могут знать всех правил, установленных Лидером. Правила эти они познают на собственном примере – когда Лидер вынуждает их действовать так, как ему нужно. И на примере самого Лидера – когда он собственным примером показывает правила, по которым живет.
Правило 7: Лидер не озвучивает все правила для своей группы. И не призывает в свою группу. Лидера распознают стихийно. Без слов. По его поведению.

Этих семи правил вполне достаточно для развития других черт в себе на основе вышеперечисленных.

Все вышеперечисленные правила работают на 100% в любом коллективе. Как в отношениях между мужчиной и женщиной. Так и на работе.



 
Форум » Статьи » Психология » 7 правил лидерства
Страница 1 из 11
Поиск: